Аванесов C. С.

Scopus Q2

Визуальная теология. 2024. Т. 6. № 2. С. 337–367.

Культ святых и становление межрегиональных связей на Руси: сакральная визуализация кросскультурных процессоВ

Преподобные Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Новгород, кон. XV – нач. XVI в. НГОМЗ. Инв. No 3106. Источник: https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=818
Статья посвящена исследованию визуальных форм выражения кросскультурных процессов в средневековой Руси XV—XVI вв. на примере Новгорода и Москвы. В указанный период происходило формирование общего культурно-политического кода Московского государства. Одним из наиболее выразительных аспектов данного процесса являлось помещение региональных святых («гениев места») в общее литературное, художественное и литургическое пространство. В статье анализируются первые случаи создания иконографических композиций (ансамблей), главными действующими лицами которых становились местночтимые святые — преподобный Варлаам Хутынский (Новгород) и преподобный Сергий Радонежский (Москва). Это (1) роспись церкви преп. Сергия Радонежского в Новгородском Кремле, (2) роспись церкви св. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине монастыре, (3) белый клобук Новгородского архиепископа Василия Калики, (4) мос-ковская икона Богоматери Одигитрии, (5) икона-таблетка из «святцев» Новгородского Софийского собора и (6) икона «Спас Смоленский» на Спасской башне Московского Кремля. Исследование позволяет сделать вывод о том, что практика сакральной визуализации кросскультурных процессов демонстрирует важнейшую роль религиозного осмысления и художественного воплощения тех духовных авторитетов, которые могли выступить своеобразными гарантами объединительных тенденций. Священные изображения при этом не столько иллюстрировали, сколько инициировали новые культурно-политические тренды, входя в сферу повседневных религиозных практик в качестве прообразов или предвестников желаемого положения дел. Именно в таком качестве местночтимые святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский, соприсутствуя в едином художественном пространстве, визуально отмечают формирование общерусской культурной традиции, тем самым перерастая свой прежний локальный статус и входя в глобальный круг подвижников вселенской Церкви.
Made on
Tilda