В статье показаны методологические основания для выработки понятия «культурный код города», позволяющие преодолеть ему рамки метафоры. Показывается, что культурный код города не сводится к мифологии города, к его памяти и идентичности —они суть материал, который перерабатывается при построении конкретными людьми культурного кода города. На примере методологического подхода, который выработал И. Кант в своей трансцендентальной философии, автор показывает, что в основании понятия «культурный код» должна быть заложена схема, способ его построения как понятия, конструкта. В основании культурного кода закладывается определенный способ порождения и развития города. Культурный код города имеет в этом смысле деятельностную, культурную природу. Он выступает способом рефлексии городом собственной истории, поэтому история выработки культурного кода должна рассматриваться как история становления его субъектности. Культурный код города относится не к генотипу его зарождения, а к тому культурному фактору, который и определяет его как субъекта культурно-исторического развития. Насколько город как субъект способен овладевать своей жизнедеятельностью и «оспосабливать» ее, насколько он преобразовывает новые формы жизни, настолько он и становится самим собой, Городом, со своим лицом и субъектностью. Это становление места, поселения Городом и заложено в культурном коде как в скрытом способе этого становления. Понятие культурного кода города в таком случае выступает той продуктивной схемой овладения и освоения самим городом собственного жизненного материала и становления его как субъекта развития, в силу чего место, поселение, становится Городом. В статье в свете понятия культурного кода приведены два кейса — Санкт-Петербург и Новосибирск, на примере которых показано действие культурного кода (Петербург) или его фактическое отсутствие (Новосибирск).