Спешилова Е. И.

Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2024. №4(1). С. 23–38.

Паблик-арт в историческом городе: визуализация локального культурного кода

Мурал «Анна Ахматова». Фото: Сергей Аванесов, 2024. Авторы: Дарья Романова и Наталья Сафронова, 2021.
В статье анализируется паблик-арт в рамках культурологического подхода – как одна из форм визуализации культурного кода города. Автор рассматривает существующие в российском академическом дискурсе варианты осмысления паблик-арта и выявляет два наиболее распространённых подхода к интерпретации искусства в общественном пространстве. Согласно первому подходу, паблик-арт интерпретируется как «заказнóе» искусство, которое является инструментом идеологической политики государства, и потому оценивается негативно. Согласно второму подходу, паблик-арт понимается в менее оценочном и более содержательном ключе, подчёркивается вариативность существующих в рамках него художественных практик, их направленность на коммуникацию с обще-ством, соучастие жителей и отражение локально значимых смыслов. В статье подчёркиваются коммеморативные функции паблик- арта, осмысляется его роль в актуализации культурной памяти города и репрезентации городской идентичности. Автор исследует, какие историко-культурные и мифологические нарративы воспроизводятся и транслируются на муралах Великого Новгорода, созданных в рамках Всероссийского фестиваля уличного искусства «Страницы истории» (2019–2023). В статье предлагается распределять новгородские муралы по следующим тематическим группам: 1) гении места; 2) исторические сюжеты; 3) мифы и легенды; 4) культурное наследие; 5) природные объекты; 6) современные герои. Автор аргументирует тезис о том, что представленные на муралах сюжеты органичны для Великого Новгорода, способствуют формированию локальной идентичности, усиливают образность городской среды и подчёркивают уникальность новгородского культурного ландшафта.
Made on
Tilda