Дизайн городской среды имеет своей целью порядок обитаемого пространства; элементарным инструментом установления такого порядка в том или ином его виде является линия. Будучи простейшим геометрическим конструктом, линия исполняет сложнейшие функции в области структурирования жизненной среды — от элементарной разметки местности до продуцирования экзистенциального самочувствия личности. Линейное упорядочение пространства предполагает одновременно его структурность и его динамичность; поэтому урбанистический дизайн, использующий линию как свой инструмент, — это работа в сфере пространственной логики и одновременно в сфере организации движения, то есть это деятельность по конструированию городского хронотопа. В составе городской геометрии линия играет важнейшую роль как на уровне общего замысла, так и на уровне детализации локальных пространств. Тема линии (линейности) как фактора пространственного дизайна городской среды рассмотрена в двух аспектах: (1) в аспекте внешней формы города и (2) в аспекте его внутренней формы. В любой из указанных сфер применения линия выступает одновременно и как инструмент пространственного дизайна, и как принцип организации социокультурных практик. Формируя с помощью линии геометрическое пространство определенного рода, урбанистический дизайн программирует и антропную среду города: формы доступных человеку коммуникативных практик, виды переживаемых городским человеком эмоций, типы отношения человека к окружающей (прежде всего «искусственной», социокультурной) среде. Таким образом, дизайн города выступает как один из разрядов культурной деятельности человека по созданию антропной и одновременно антропогенной среды, как практическая антропология обитаемого пространства.