Информация об авторах

Интервью с Дмитрием Романовичем Пекшиным

Интервью

Дмитрий Романович Пекшин

Сергей Сергеевич Аванесов

Главный архитектор Новгородской области

Доктор философских наук, профессор
директор научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика», Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Как Вы понимаете культурный код города?

Вопрос очень обширный и требует уточнения / пояснения. Но попробую порассуждать. В широком смысле культура — это то, что создано человеком. Предполагаю, что культурный код города — это некоторая совокупность егоотличительных черт и особенностей связанного с ними социума / «сообщества», которые определяют его уникальность.

В чём заключается культурный код Великого Новгорода?

Вопрос также может быть рассмотрен по-разному. Культурный код Новгорода исторического или Новгорода современного? Если говорить про Новгород исторический как материальное явление, то тут можно упомянуть множество составляющих: культура дерева, культура бересты и письменности / языка, культура торговли, культура кораблестроения / ушкуйничества. Конечно же, уникальная архитектура и её определённая стилистика, сперва воспринятая у Византии и переработанная с веками в свой уникальный стиль.

Другой вопрос состоит в том, что эти «культуры прошлого» практически никак не связаны с современным социумом Великого Новгорода в силумножества исторических событий. Нет прямых носителей традиции, людей как носителей элементов культуры древнего Новгорода. Если говорить про Новгород современный, по крайней мере, если брать вторую половину XX века, то я бы назвал несколько понятий и сфер деятельности, которыми Новгород «репрезентует себя» нынешнему миру — химия, радиоэлектроника и "воспроизводство памяти". Полагаю, что с первыми двумя явлениями всё более-менее понятно: большая часть жителей после Великой Отечественной войны была занята в этих сферах, что так или иначе влияет на культурный код города. Третья сфера, которую я отметил, связана с воспроизводством памяти. Предполагаю, что тут можно остановиться подробнее.

Считаю, что это как раз та сфера, которая связывает Новгород настоящий с Новгородом прошлым, носителями культуры которого мы не являемся напрямую. Без открытий в сфере археологии огромный пласт культуры в сфере лингвистики был бы так и погребён в веках и слоях земли. Без создания музея деревянного зодчества мы, скорее всего, сегодня не увидели бы десятки памятников и не смогли бы к ним прикоснуться; без создания центра восстановления монументальной живописи мы бы не смогли познакомиться с художественной культурой возрастом в несколько столетий и т. д. Поэтому я бы назвал Великий Новгород сегодня местом воспроизводства исторической памяти и, предполагаю, что это как раз и есть некоторый уникальный «культурный код» города. Перечислил бы также несколько сфер деятельности, институций и понятий, плотно связанных с культурным кодом. Это лингвистика, археология, исторические науки, Новгородская школа реставрации, центр реставрации фресок, Музей деревянного зодчества Витославлицы, Новгородский музей-заповедник.

При этом, если говорить о соотношении города и социума, то, по всей видимости, носителями этого «культурного кода воспроизводства исторической памяти» является относительно небольшая часть жителей или даже зачастую не жители города (в случае иногородних исследователей Новгорода). Поэтому возникает дискуссионный вопрос, может ли быть культурный код отчуждён от городского социума-носителя, а также вопрос о производстве и потреблении" культурного кода.

Какие, на ваш взгляд, способы трансляции культурного кода можно обнаружить в городской среде? И конкретно в Великом Новгороде?

Предполагаю, что в сфере урбанистики, благоустройства и дизайна среды это сейчас называется «Отражением идентичности». Имеется в виду отражение в малых архитектурных формах и дизайн-решениях некоторой уникальности места через цвет, орнамент, форму и т. д., что является в том числе одним из критериев оценки проектов благоустройства в рамках конкурса «Малые города и исторические поселения».

В Великом Новгороде можно найти множество примеров такой трансляции. Это городские скульптуры — Онфим у детского музейного центра, мальчик с берестяной грамотой на улице Великой, отдельные элементы дизайна коммерческих структур, люки в виде Новгородской деньги и т. д. Также это могут быть различные варианты временного оформления, создаваемого под конкретные фестивали, связанные с той или иной исторической тематикой.

В Великом Новгороде есть такие места, которые вызывают у Вас чувство гордости за город?

Вопрос также требует расшифровки. Гордости за современный новгородский социум, который «смог сделать» некоторое место, или гордости «вообще» в связи чувствами, которые вызывает место? В первом случае это Витолавлицы, практически все новгородские храмы, которые новгородские реставраторы смогли спасти из небытия, Новгородский вокзал, Театр Драмы. Как это ни странно, — также городской пляж и дом «моржей». Мне кажется, это важные элементы новгородской непосредственности. Во втором случае — это площадь в Кремле между Софийским собором и Памятником тысячелетия России, Ярославово Дворище, Рюриково городище — места, выступающие как некоторые точки сборки, скорее связанные с глубокой историей, вызывающие чувства сопричастности / прикосновения к истории.

Достаточно ли отражены в городской среде ключевые фрагменты прошлого Великого Новгорода? Возможно, город делает ставку на одни пласты памяти, отправляя в забвение другие?

Думаю, элементы прошлого в достаточной степени отражены в городской среде в арт-объектах, названиях, малых формах и институциях. В последние годы очень часто мы теряем примечательные объекты памяти, связанные с советским периодом — мозаичные панно, чеканки итому подобные объекты монументального искусства. Это связано иногда с техническим состоянием таких объектов, зачастую их невозможно сохранить в первозданном виде; иногда это связано с недостаточным вниманием при принятии решений о ремонте зданий или с дороговизной реставрации. Ещё более важным фактором утраты таких объектов является отсутствие преемственности и передачи технологий производства таких объектов. Нет заказа — нет практики. Не слишком ярко отражено в городской культуре то, что многие жители Великого Новгорода заняты в сфере химического производства. Но это вопрос дискуссионный. Вероятно, не всегда городские сферы деятельности могут быть напрямую переведены в плоскость городской идентичности /
культурного кода.

Если говорить про некоторые «нарождающиеся» пласты городской памяти, то думаю, что это могут быть сферы, связанные с велосипедизацией, экологией, производством знаний (концепция «Город-университет») и высокими технологиями. Возможно, это как раз факторы и сферы, которыми Великий Новгород мог бы себя репрезентовать в направлении будущего.

Какую известную личность, связанную с Великим Новгородом, Вы считаете наиболее значимой и важной для города?

Если нужно назвать строго одного — Артемий Владимирович Арциховский. Предполагаю, что именно он связан с переоткрытием Новгорода для мира. Но, безусловно, в этом же ряду должно стоять и множество других деятелей культуры, науки, искусства: Александр Петрович Греков, Валентина Борисовна Грекова, Андрей Анатольевич Зализняк, Валентин Лаврентьевич Янин, Леонид Егорович Красноречьев, Любовь Митрофановна Шуляк, Григорий Михайлович Штендер, Людмила Андреевна Секретарь … Думаю, список можно продолжать, и наверняка я кого-то забыл. Можно вспомнить и Сергея Васильевича Рахманинова, Льва Владимировича Руднева, Сергея Павловича Дягилева, Ивана Яковлевича Билибина и других деятелей, которые так или иначе были связаны с Новгородом в широком смысле по месту рождения / происхождения / творчества. Можно сделать предположение, что в какой-то степени через их творчество Новгородские образы также, но уже опосредованно, транслируются во внешний мир.
Made on
Tilda