Аванесов C. С.

DOI: https://doi.org/10.34680/vistheo-2025-7-2-276-311

Визуальная теология. 2025. Т. 7. № 2. С. 276‒311.

Сакральная топика русского города (12). Образ Давида и визуальные коды средневекового Владимира

Богоматерь перед Ковчегом-­реликвиарием. Новгород. Покровский Зверин монастырь. Храм св. Симеона Богоприимца. Нижний регистр юго-западного столпа. Ок. 1468 © Новгородский государственный объединённый музей-­ заповедник. Источник: https://novgorod-iss.kamiscloud.ru/entity/OBJECT/409465?index=4
Традиционный русский город представляет собой не только рационально спланированное место обитания, обеспечивающее его жителям безопасность и реализацию утилитарных потребностей, но и произведение градостроительного искусства, воплощающее собой базовые установки аксиологически окрашенной эстетики. Более того, как всякое классическое произведение искусства, русский средневековый город задумывается, строится и функционирует как пространственный визуальный текст — сообщение о тех фундаментальных мировоззренческих идеях, которые составляют несущее ядро русской культуры и на которых основывается отечественная культурная идентичность. В статье анализируется роль экстерьерной декорации соборов города Владимира с точки зрения фиксации и трансляции значимых смыслов, выступающих основой культурной идентичности. На конкретных примерах показано, как применение культурных кодов открывает реципиенту доступ к коннотативному слою сакрального изображения. Образ библейского Давида интерпретируется в зависимости от кода и контекста как символ праведного правителя, псалмопевца, святого угодника и пророка. Каждая из этих интерпретаций связана с демонстрацией определённой теологической идеи и имеет локальную привязку, позволяющую прочитывать Владимир как сакральный текст. Согласно этому тексту, Владимир воспринимается как город, управляемый благочестивой властью, как место славы Божией, как сообщество, находящееся под высшим покровительством, и как пространственная икона Небесного Града. Указанные идеи формируют интегральный образ Владимира и лежат в основе его культурной идентичности.
Made on
Tilda